
«Удаленная сертификация» авто. Легально?
Согласно действующим правилам, при выпуске в обращение на территории Беларуси и России любого транспортного средства необходимо обязательное подтверждение его соответствия требованиям технического регламента 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Оно подтверждается одним из трех документов: одобрением типа транспортного средства (ОТТС), заключением о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС) или свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Если первые два касаются юрлиц, то СБКТС, который был введен в 2010 году, оформляется частниками.
По действующему ГОСТ 33670-2015, определяющему методы испытаний транспорта для оценки соответствия требованиям, проверяется именно тот автомобиль, который заявлен для сертификации, причем только по месту нахождения аккредитованной испытательной лаборатории. Таким образом, оформление СБКТС без непосредственного представления автомобилей в испытательную лабораторию является грубым нарушением законодательства
В последнее время число случаев «удаленной сертификации» резко выросло после массового появления на рынке машин, ввозимых частниками, и увеличения спроса на оформление СБКТС. На днях российское издание "Известия" опубликовала расследование на эту тему. В первую очередь от "удаленной сертификации" страдают добросовестные лаборатории, которые проводят процедуру по всем правилам. Это компании вложившие десятки тысяч долларов в оборудование и обучение персонала.
Наблюдается тенденция, что многие владельцы автомобилей, которым необходимо оформить СБКТС или ЗоЕТС, выбирают "скорость и комфорт" и не везут машину в лабораторию, которая проведет сертификацию по всем правилам, если «за углом» есть контора, которая «нарисует этот документ за несколько минут, не глядя на сам автомобиль». При этом, многие автовладельцы, соглашаясь на такую "мутную схему", просто не отдают себе отчет о возможных последствиях. О них «Известиям» рассказал адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. По его словам, оформленные таким образом СБКТС и выданные на их основании ЭПТС могут быть признаны недействительными. А это, в свою очередь, согласно закону «О государственной регистрации транспортных средств», может стать поводом для прекращения регистрации ТС, отметил он.
— Одним из оснований для этого является предъявление при постановке машины на учет документов, признанных впоследствии поддельными, подложными или недействительными. Таким образом, если процедура сертификации была проведена с нарушением установленного порядка, владелец машины может столкнуться с тем, что регистрация его автомобиля будет прекращена, — пояснил Сергей Радько.
От действий недобросовестных лабораторий могут пострадать ничего не подозревающие покупатели машин, на которые СБКТС были выданы «дистанционно», которые рискуют получить извещение о прекращении регистрации ТС, отмечает юрист. Чтобы снова поставить такой автомобиль на учет, им придется заново пройти процедуру сертификации и получить документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям по безопасности.
Порядок выдачи СБКТС стандартизирован для всех членов Таможенного союза, отметил старший юрист юридической компании a.t.Legal Илья Пасенко. Он подчеркнул, государство осуществляет аккредитацию технических лабораторий, планирующих выдавать СБКТС, для чего проверяет не только документы такой лаборатории, но и ее техническое обеспечение.
Если нарушения будут выявлены, у госорганов открываются достаточно широкие возможности воздействия на нарушителей, считает Илья Пасенко. Так, может быть отозвана аккредитация у технической лаборатории, выдавшей СБКТС с нарушениями, сами свидетельства о безопасности аннулируются административным решением, после чего прекращают свое действие и СТС с ПТС.
Собственник транспортного средства не сможет ни продать его, ни даже использовать, поскольку эксплуатация транспортных средств, не соответствующих критериям безопасности, не допускается. Потенциально столкнуться с этими проблемами рискуют тысячи белорусских и российских автовладельцев, которые прошли сертификацию дистанционно сами или им «помогли» некоторые автосалоны, которые "по удаленке" оформили ЗоЕТС. Серьезные проверки от компетентных государственных органов уже начались как в России, так и в Беларуси. И выбор тут очевиден: сэкономленное время сейчас от "удаленной сертификации" не компенсирует значительные финансовые потери и затяжные бюрократические хлопоты потом...
Еще больше актуальных новостей в нашем официальном телеграм-канале